выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте
Статьи на тему
В Музее современной истории России открылась выставка, посвященная вековому юбилею окончания Гражданской войны
В название главной выставки, подготовленной к 100-летию Русского исхода Музеем современной истории России (свои экспонаты сюда предоставили около десятка государственных учреждений культуры, а главный соорганизатор наряду с Минкультуры РФ – Благотворительный фонд актеров), взята строчка из песни-посвящения Александра Вертинского погибшим в октябре 1917 года московским юнкерам. Это не случайно: в центре предметного ряда экспозиции – мемориальные реликвии, посвященные Вертинскому и его знакомому белогвардейскому генералу Якову Слащеву (по чьей просьбе артист, кстати, исполнил упомянутую песню весной 1919 года в Одессе). «Вертинского и Слащева нельзя назвать друзьями, но Гражданская война в каком-то смысле переплела их судьбы: оба стали эмигрантами, а впоследствии – «возвращенцами», - говорит старший научный сотрудник Музея современной истории России Федор Кукин.
4 ноября 2020 г.
Иконы места
Исстари в память о совершенном паломничестве веру­ющие христиане старались увезти с собой местную святыню — икону, посвященную небесному покровителю монастыря или прославившему эту точку на карте событию. После отмены крепостного права, когда паломничество на Руси приобрело массовый характер, возникла целая индустрия сравнительно дешевых раздаточных образков. Но темой давнего собирательства московского художника Николая Паниткова стала не продукция поточного производства, а более древние святыни — паломнические реликвии, создававшиеся иконописцами по единичным заказам или крайне ограниченным тиражом. Семь десятков самых интересных и редких из них, датирующихся в основном XVIII столетием, представлены на персональной выставке коллекционера «Дорогами Святой Руси» в Центральном музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева. Ни один из иконописных памятников не подписан автором, и все без исключения они впервые вводятся в научный оборот. PDF-версия
3 июля 2020 г. 11:00
История
Экскурсия в музее Новоспасского монастыря
1 апреля 2013 г.
версия для печати версия для печати

Несколько этюдов из жизни монастырского музея

К 400-летию Дома Романовых в Екатеринбурге открылась выставка «Подвиг служения России Царской династии Романовых». Часть наиболее ценных экспонатов предоставлены музеем Новоспасского монастыря, в котором собраны раритетные предметы, принадлежавшие царской династии. О жизни музея, где в месяц бывает до тысячи паломников, а вход бесплатный, а также о том, как создать такое собрание на приходе, ЦВ рассказал директор музея и руководитель Фонда памяти Великого князя Сергея Александровича Денис Солодовников.

- Денис Борисович, ваш музей открылся для широкой публики только два года назад, а что было до этого? Как вам удалось собрать столько интересных экспонатов?

- Действительно, музей в Новоспасском монастыре появился, когда нынешний архиепископ Костромской и Галичский Алексий был его наместником. Но посещали музей только высокие гости. А мы с коллегами мечтали, что он будет открыт для всех, и тем временем собирали различные артефакты. Вещи приносили к нам отовсюду. Первыми «собирателями» стали строители и рабочие Новоспасского монастыря, которые передавали нам то гвозди, то монеты, то какие-то документы, то записочки о здравии и упокоении конца ХIХ века. Находили их где-то в щелях. А самая первая вещь из раритетов — это часть каменной надгробной плиты с именем инокини Марфы, матери царя Михаила Федоровича Романова, которая находилась над ее могилой. К 300-летию Дома Романовых над всеми их захоронениями были сделаны надгробные плиты, но все они были утрачены. А надгробие инокини Марфы чудом уцелело. Его мне принесла Татьяна Кудрявцева, сотрудник нашего монастырского архива, в прошлом экскурсовод.

А потом наконец под музей отдали бывший склад и работа закипела. Благодаря инициативе одного из попечителей Фонда памяти Великого князя Сергея Александровича Олега Сидорова сделали отделку помещения, провели свет, приобрели музейное оборудование. Работы было много - пришлось создавать искусственные стены, выстраивать кирпичную кладку и т. д.

- Какова концепция музея, для чего он нужен?

- Музей - это часть истории монастыря. Нам важно рассказать о людях, которые на протяжении нескольких веков здесь жили, молились, творили, писали, все создавали или, наоборот, все разрушали.

Например, в подвалах Никольского храма были заточены преподобный Максим Грек, преподобный Дионисий Радонежский. Их обвинили в неправильном исправлении греческих книг. Но потом истина была явлена миру. В Лавру после всех испытаний к преподобному Дионисию Радонежскому даже приехал Иерусалимский Патриарх.

Лично мне в истории нашей обители интересно, как через страдания, муки люди восходят в святость. Это можно отнести и к Романовым.

А еще очень интересны факты присутствия в монастрыре солдат французкой армии, которые грабили, разбивали и громили буквально все. Уничтожали могилы, искали сокровища. Насмерть замучили протоиерея Петра Веньяминова, клирика церкви Сорока Мучеников. Его труп кинули в подвал того же Никольского храма, где сто с лишним лет назад томился преподобный Дионисий Радонежский. Отца Петра похоронили на погосте Новоспасского монастыря, а спустя три месяца после его гибели могила была вскрыта и совершено отпевание, причем тело мученика продолжало кровоточить. Французы замучили здесь 10 монахов, в том числе самого старого из них, пытали его, чтобы узнать, где сокровища. Местные купцы свезли в монастырь свое столовое серебро и спрятали на крыше. Французы без особых усилий сами все нашли. Они же разворотили усыпальницу бояр Романовых. Потом около двадцати лет пришлось ее восстанавливать.

Через раритетные вещи музея, лица на фотографиях, документальные свидетельства можно почувствовать и понять, как-то по-новому оценить это место. И уходя отсюда, вы, может быть, совершенно по-другому, вдруг захотите подойти к той иконе, у которой стояли час назад, уже с другими мыслями обратиться к Господу, или Богородице, зная чуть больше о том, что здесь происходило.

- Расскажите подробней об экспонатах музея, сколько их у вас?

- Наши фонды постоянно растут. Сейчас в коллекции музея около ста предметов. Из раритетов - около 15 предметов, непосредственно связанных с жизнью и смертью Великого князя Сергея Александровича. Например, вещи, которые были на нем в момент гибели и которые Елизавета Федоровна сняла с его тела. Все это тогда собрали в отдельный цинковый запаяный ящик и захоронили там же рядом с гробом великого князя. А после того, как совершилось перезахоронение, часть этих вещей остались в Новоспаском монастыре и оказались в музее. В частности, сапоги, аксельбант, часть одежды, икона, вложенная ему в гроб. А также Георгиевский крест - первая его награда. Этот крест изготовили на средства его матери, империатрицы Марии Александровны, когда она узнала, что Сергей Александрович представлен к награде.

Поскольку монастырь был усыпальницей родоначальников династии Романовых, то в первую очередь наши экспонаты посвящены именно им: боярам Романовым, последним Романовым. Но есть также и предметы, которые рассказывают о людях, живших в Новоспасском монастыре и служивших здесь монахах, новомучениках. В частности, об архиепископе Могилевском, свмч. Павлине (Крошечкине), который подвизался в монастыре и даже был один год его наместником.

Один из благотворителей музея, предприниматель Андрей Петров, преподнес в дар нашему музею бумагодержатель, принадлежащй великому князю Михаилу Александровичу, а также вещи, связанные с коронацией и относящиеся ко времени празднования 300–летия Дома Романовых (открытки, письма свидетелей торжеств, медали, губернские грамоты, значки и монеты).

- Каковы планы и перспективы музея?

- Это реставрация и привидение в лучший вид усыпальницы бояр Романовых. Волнует меня и то, что часть усыпальницы, где захоронены четверо братьев Романовых, пострадавшие в правление Царя Бориса (Годунова) среди которых Ныробский мученник боярин Михаил Романов, не доступна посетителям из-за страшной руинированности. И предстоят ещё археологические раскопки и обустройство этого места, а для этого нужно не мало усилий и средств. Память Михаила Романова чтится народом еще с времен 17 века. В Пермской епархии хотят прославить этого святого. И конечно, в планах расширение самого музея. Кроме того, планируется отдельная выставка по Новомученникам Российским, материалы для нее уже собираются.

Справка: Несколько самых известных музеев, созданных на приходах и в монастырях

Москва. Церковно-исторический музей Данилова монастыря.

Москва. Музей, посвященный святителю Тихону, Патриарху Всероссийскому в Донском монастыре.

Москва. Мемориальный центр «Бутово» при храме новомученников и исповедников Российских в Бутове.

Кострома. Церковный Историко-археологический музей Костромской епархии в Ипатьевском монастыре.

Екатеринбург. Музей памяти императора Николая II и его семьи в Храме-Памятнике на Крови во имя Всех святых в земле Российской просиявших.

Екатеринбург. Музей истории Царской Семьи и истории русского православного воинства
при монастыре во имя Святых Царственных Страстотерпцев на Ганиной Яме.

Нижний Новгород. Церковно-археологический музей «Истории Нижегородской епархии», в Нижегородском Вознесенско-Печерском монастыре.

Также в августе 2013 года в Арзамасе планируется открыть Музей русского патриаршества.

1 апреля 2013 г.
Ключевые слова: история, культура, Романовы
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Архиепископ Корейский Феофан. Российская духовная миссия в Корее: прошлое, настоящее, будущее
Миссионерская активность Русской Православной Церкви в XVIII и XIX веках достигла небывалого роста, что было связано с необходимостью освоения присоединенных в XVI–XVII веках земель Сибири и Дальнего Востока. Православные русские проповедники появлялись на новых территориях Российского государства вместе с продвижением русских военных и переселением гражданского населения. Подвижническими трудами святителя Иннокентия Иркутского, преподобного Макария (Глухарева), преподобного Германа Аляскинского, святителя Иннокентия Московского ко Христу были обращены целые народы. Просветительская деятельность Русской Православной Церкви не ограничивалась исключительно российской территорией. За пределами Российского государства были открыты и успешно функционировали духовные миссии на Ближнем и Дальнем Востоке — в Персии, Китае, Японии. В конце XIX века была открыта Российская духовная миссия в Корее, которая стала самой молодой по дате своего основания. PDF-версия.    
10 октября 2024 г. 15:00
Церковно-приходская школа в Российской империи
Святейший Патриарх Кирилл в докладе на открытии XXXII Международных Рождественских чтений в январе 2024 года напомнил о духовных опорах нашего общества и обратил особое внимание на такой важный аспект православного образования, как православные школы и гимназии. «Их сегодня чуть более двухсот. Казалось бы, двести — это много, но на самом деле очень мало для огромной страны». Патриарх видит необходимость «проработать механизмы поддержки конфессиональных образовательных учреждений, для того чтобы эти школы не выживали, а развивались».   Опыт развертывания в масштабах всей Российской империи системы церковно-­приходских школ в период 1882–1917 годов несет в себе черты крайне востребованной сегодня парадигмы православного образования. О том, как развивались церковно-приходские школы и какую роль они играли в образовательном процессе в Российской империи, читателям «Журнала Московской Патриархии» рассказывает кандидат богословия иерей Алексий Лихачёв. PDF-версия.    
7 октября 2024 г. 13:00